06 апреля 2020

Литература 10 класс


Жду ваших ответов на почте.
Я появилась в ВК. Если что- можете отправлять туда. Писать, как сообщение. https://vk.com/id584497579



28.05
А. П. Чехов "Ионыч"

1. Слушаем рассказ

2. Смотрим видео урок.



Список литературы на лето для 11 класса
11 класс начну с «Вишневого сада» А.П. Чехова.
1.      Бунин «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско».
2.      А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет», «Олеся».
3.      М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»,.
4.       А.А. Фадеев «Разгром»
5.      М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
6.      М. А. Шолохов «Тихий Дон»
7.      А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
8.      Распутин В.Г. «Прощание с Матерой».
9.      В. П. Астафьев. «Царь-рыба»
10.  К. Воробьёва «Убиты под Москвой».
11.   Е. Носов «Усвятские шлемоносцы».  
12.  В.Л. Кондратьев. «Сашка».
13.  Бернард Шоу. «Пигмалион».
14.  Эрнест Миллер Хемингуэй «Старик и море»

15.  Эрих Мария Ремарк. «Три товарища».




27.05.
Антон Павлович Чехов.
Маленькая трилогия.









- Рассказ "О любви" был вами уже  прочитан.
- Тест
1. Какой из перечисленных рассказов не входит в «Маленькую трилогию»?
А) «Крыжовник»
Б) «Ванька»
В) «О любви»
2. Какая фамилия была у «человека в футляре»?
А) Беликов
Б) Буркин
В) Иванов
3. Где работал Беликов?
А) На почте
Б) На железной дороге
В) В гимназии
4. После какого пришествия Беликов заболел и умер?
А) Его спустили с лестницы
Б) На него накричало начальство
В) Он женился
5. Кем приходился главный герой второго рассказа трилогии рассказчику?
А) Отцом
Б) Сыном
В) Братом
6. Что мечтал выращивать Николай Иваныч у себя в усадьбе?
А) Пшеницу
Б) Крыжовник
В) Подсолнухи
7. В чем смысл жизни, по мнению рассказчика?
А) Просто жить
Б) Выращивать крыжовник
В) Делать добро
8. Кто главный герой рассказа «О любви»?
А) Алехин
Б) Буркин
В) Чимша-Гималайский
9. Кого полюбил Алехин?
А) Дворовую девку
Б) Помещичью дочь
В) Жену соседа
10. Что случилось с героями после признания в любви?
А) Они поженились
Б) Они расстались
В) Они сбежали

11. Что объединяет эти 3 рассказа?




21.05
Заканчиваем работы по Достоевскому.


20.05 ( 2 урока)

1 урок. «Наказание» Раскольникова. Воскрешение героя через любовь. Эпилог.








  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-размышление, урок-исповедь, урок обретения себя... ... Наш урок завершает цикл занятий по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», мы будем говорить о значении романа для нашего времени, для вас лично, для людей, живущих в нашем таком сложном и противоречивом мире...
Сотни лет человечество пытается ответить на вопрос: что такое вера, что значит для человека вера в Бога? нужны ли человеку нравственные заповеди? И до сих пор нет однозначного ответа. Величайший писатель нашей страны Ф.М. Достоевский тоже искал ответы на эти вопросы.
Роман «Преступление и наказание» - это его ответы. А мы на уроке попытаемся найти свои ответы. Каждый из нас должен высказать свою точку зрения, показать умение доказывать свою позицию.

Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Наш век»

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен.
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит.
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»

УЧИТЕЛЬ. – О каком веке идет речь?

- Если бы мы не знали, что стихотворение написано в 19 веке, могли бы мы это определить точно? Почему?
- Актуальны ли строчки этого стихотворения сейчас?
Ответы учащихся
УЧИТЕЛЬ. В уста какого героя романа мы могли бы вложить последние строки этого стихотворения? (ответы)


  1. РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ. ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ К НАКАЗАНИЮ.

  1. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ ГРУППЕ УЧАЩИХСЯ: Наша задача сейчас - найти в себе черты характера, присущие этому герою. Конечно, для вас это задание кажется немного необычным, ведь мы смотрим на Раскольникова только с негативной стороны. Он – жестокий убийца. Но давайте не будем забывать, что Раскольников в первую очередь – человек. Мы с вами тоже люди. И если взглянуть на себя с точки зрения психологии, т.е. произвести самоанализ, то возможно, мы и найдем в себе что-то, что мы видим в Раскольникове. Ребята, я предлагаю вам поработать в тетрадях следующим образом:
Заполните таблицу, в которой вы должны будете сопоставить черты характера Раскольникова и себя. Работа получится у вас только в том случае, если вы будете честны сами с собой.

  1. Беседа.

ВОПРОС: Итак, Родион Раскольников… Что же подтолкнуло героя к преступлению? Каковы мотивы этого чудовищного преступления?

ОТВЕТ: В критике однозначного подхода в этом вопросе нет. Но нам важно мнение автора романа. Ясно, что Раскольников пошел на это преступление не только из-за своих материальных проблем и одержимости экспериментом» над собственной человеческой природой. В тот день, по мнению автора, мотивом преступления была вся окружающая его страшная жизнь, весь расколотый, потерявший нравственные опоры мир. В тот день все сплелось особенно неразрывно в нем и на нем.

ВОПРОС: В чем суть теории героя?

ОТВЕТ: Философию героя раскрывает опубликованная за несколько месяцев до убийства статья, которую подробно пересказывает Раскольников. Согласно этой теории, люди делятся на два разряда. Первый, низший, разряд живет, подчиняясь обычной человеческой нравственности. Христианский принцип «не убий» является для него обязательным. Другой разряд, «законодателей человечества», призван сказать «новое слово» в какой-нибудь области деятельности. Раскольников упоминает политиков Ликурга и Соломона, основоположника ислама Магомета, полководца Наполеона, ученых Ньютона и Кеплера. Эти люди вознесены над обычными людьми, подчиняются иным законам. „Необыкновенный” человек имеет право... то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует», — запинаясь, все время оговариваясь, развивает свою теорию герой. Удивленный Разумихин восклицает: «Ведь это разрешение крови по совести, это... это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное...»

УЧИТЕЛЬ: Но именно такое разрешение дает себе Раскольников. Эта «алгебраическая» теория избранной личности становится главной причиной убийства старухи-процентщицы. Герой признается в этом во время исповеди Соне, прямо противопоставляя бытовую, вынужденную «арифметику» и идеологическую, рассчитанную «алгебру»: «И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Я это всё теперь знаю... Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...» (ч. 5, гл. 4).

ВОПРОС: Что значит в этом преступлении Лизавета?

ОТВЕТ: По-детски беззащитная Лизавета – не просто отягчающее обстоятельство преступления запутавшегося Раскольникова. Этот ещё и многозначительное предупреждение всем тем, кто забывает в своих мыслях и поступках о судьбах незаметных людей, об их праве на жизнь, уважение, сочувствие. Это напоминание о том, что человечество не состоит лишь из «наполеонов и тварей дрожащих». Его составляют тысячи обыкновенных людей, имеющих право на жизнь, достоинство и счастье.
  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Наполеоновская идея не выдумана Достоевским, это выражение идеологии общества, где всяк за себя, а человек человеку – волк. Французская литература первая изобразила тип индивидуалиста, видящего в других людях лишь материал для достижения блестящей карьеры. Таковы герои Стендаля, Бальзака. В русской литературе предвестником зарождения такого типа явился пушкинский Герман из «Пиковой дамы». Но полное, завершенное изображение этого типа нашло свое воплощение в «Преступлении и наказании».
И не заключен ли весь Раскольников в таких строчках из Х1Vстр. 12 главы «Евгения Онегина»?
На доске записано.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
Мы все глядим в Наполеоны,
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно...
Раскольников с этого и начинает: «Остальное все предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград...»


Итак, что же общего может быть между нами и Родионом Раскольниковым? (ответ учеников: Раскольников любил свою мать, сестру, мы также любим свои семьи. Он помогал нищей семье Мармеладовых, и мы тоже стараемся быть милосердными, и т.д. Но Раскольников делил людей на два класса - «Наполеоны» и «твари дрожащие». Наше общество тоже делит людей на богатых и бедных, умных и глупых, добрых и злых, темнокожих и славян, и т.д.

- Верно, ребята. Посмотрите: мы, осуждая Родиона Раскольникова за его теорию, сами нашли в себе его порок. Да, действительно, мы тоже делим людей на классы. И пусть мы не собираемся это оспаривать методами Раскольникова, все же: кто дал нам право делить людей по их социальному положению, образованию, цвету кожи, и т.д. ? Все люди одинаковы, все от Бога, и религия не допускает любого разделения людей. Может быть, именно поэтому Достоевский приводит своего героя к Богу, и успокоение своей душе он находит именно в святом Евангелии…

  1. ВОПРОС: Почему же теория Раскольникова провалилась?

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Уголовно-авантюрная интрига у Достоевского не самоцель, а лишь средство заострить идеологическое содержание романа. Итак, теория Раскольникова провалилась потому, что у студента не обнаружилось «наполеоновской» неуязвимости перед кровью, пролитой «из принципа». Насилие вдруг обнаружило близость Родиона с самыми ненавистными ему людьми. Насквозь прозаичным, мелочно-расчетливым и подлым Лужиным – женихом Дуни, с потерявшим все границы добра и зла, психологически разложившимся Свидригайловым.



  1.  РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РОМАНЕ.

Ф.М. Достоевский – писатель суровый, угрюмый, жесткий, беспощадный. «Преступление и наказание» - это произведение, о котором сам автор говорит: «Всё мое сердце с кровью положится в этот роман…» Философская и психологическая глубина романа безгранична, поэтому, бесспорно, интересен мир его художественных деталей, которые все вместе и создают столь сложное единое целое.
«Художественная деталь (от фр. Detail- часть, подробность) - значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены или всего произведения»).
Они, эти детали, имеют в романе символическое значение (слайд- «Символ (от греч. Simbolon - знак, примета) - один из видов тропа, слов, которые получают в художественном тексте кроме своих основных (словарных, предметных) значений, еще и новые (переносные)».

К этому уроку вами было получено задание: найти в тексте детали, характеризующие персонажей романа и попытаться прокомментировать их смысл с опорой на текст произведения. (учащиеся рассказывают о деталях, найденных в тексте).
Примерные ответы:
  • Почти сразу читатель замечает комнату Раскольникова: "Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось. Что вот-вот стукнешься головой о потолок". Вся это теснота и нищета давила на Раскольникова, который и без того был нездоров, и вынашивал свою теорию.

  • Уже в начале произведения можно заметить богатство цветовой символики, позволяющей лучше раскрыть душевное состояние героев. Во всем городе преобладает желтый цвет, что подчеркивает нездоровье и болезненность общества: "Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями". Использование красного цвета в романе также имеет свою логику. Вот, например, как используется этот цвет в описании страшного сна Раскольникова об истязании старой лошади: «Но вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками в накидку»; «Садись, все садись! – кричит один, ещё молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом,-всех довезу, садись!» Так же особо можно выделить "голубые глаза" Сони, означающие чистоту и непорочность, несмотря на те унижения, которые ей пришлось пережить.

  • Огромную роль в этом произведении играет портрет. Хотя портрет несколько статичен и описателен, но выделяется главное–глаза, которые постоянно меняются: "прекрасные темные глаза", "воспаленный взгляд", "лихорадочно блестят", "взгляд становится сухим, острым", "помертвевшие глаза", "слезы счастья в глазах"; так меняются глаза Родиона Раскольникова на протяжении всего романа. Это говорит и о том, что мышление главного героя поменялось, его теория была опровергнута самой жизнью.

  • Природа, описываемая в романе, также говорит о крушении теории Раскольникова "Духота, жара" царит в Петербурге тогда, когда зарождается теория, а после совершается убийство старухи-процентщицы. Именно тогда, когда происходит самоубийство Свидригайлова, читатель видит грозу: "Среди мрака и ночи раздался пушечный выстрел, за ним другой". Здесь гроза не только как символ очищения, но и как начало чего-то нового, а также как символ разрушения, то есть искоренения зла в душе Раскольникова.

  • Так же Достоевский вложил огромный смысл в фамилию героя. Эта фамилия происходит от слова "раскол", который происходит в его теории: он понимает, что был неправ, что не имеет права быть властелином, "Наполеоном". Раскол происходит и в его семье: он сам уходит от родных. В душе Родиона Романовича тоже происходит раскол, и из-за этого он не может найти покоя, жить так же, как и раньше, а может и еще спокойнее. Ну и самый главный раскол, который хотел показать нам автор– это раскол в обществе, несовершенство мира, раздел этого мира.

  • Не случайна и композиция романа, преступлению совершается во время первой части, а наказание со второй по шестую и в эпилоге. Это очень значимо, потому что автор хотел показать читателю, что важно не только уголовное наказание, но и наказание, на которое обрекает себя сам герой.

  • Крест, который дает Соня Раскольникову, как символ веры, обновления. Лезвие топора, которое во время убийства старухи направлено на Раскольникова, как знак противостояния, знак того, что герой губит себя. Сны Раскольникова символизируют крах теории.

  • В произведении присутствуют христианские мотивы, которые в романе позволили лучше выразить взгляды Достоевского. "Воскрешение Лазаря", когда Раскольников читает библию, является символом воскрешения Раскольникова в конце романа.

ВЫВОД: Достоевский с помощью художественных деталей: цвета, описаний природы, символов и композиции, – наиболее ярко преподнес читателю роман, его смысл.

  1. «ВЕЧНАЯ СОНЕЧКА, ПОКА МИР СТОИТ…»

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. А я вам предложу вашему вниманию еще несколько деталей, связанных с главной героиней романа. Кто она? Что символизирует собой деталь? (показываю зеленый платок, свечу, текст Библии). (ответы учащихся) Да, ребята, это образ Сонечки, «вечной Сонечки, пока мир стоит». (В словаре В. Даля находим о драдедаме: "легкое суконце, полусукно". Впервые об этом платке мы узнаем из рассказа Мармеладова о жертвенности Сони: "Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча положила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело вздрагивают..." (Часть 1. Глава 2) Тридцать целковых здесь, видимо, тоже не случайно: Иуда предал Христа за тридцать сребреников. Большим драдедамовым зеленым платком укрываются дети. В этом платке, возмущенная подлостью Лужина, как бы с надеждой на защиту и справедливость выбегает Катерина Ивановна на улицу. В этом платке Раскольников оставляет Соню, уходя признаваться в преступлении. Что же может символизировать зеленый драдедамовый платок? Драдедам говорит о тепле, характеристики "большой и общий" - сами за себя. А по поводу цвета в "Энциклопедии символов" получаем разъяснение: "Крест Христов как символ надежды и Спасения часто представляется зеленым".)
Достоевский показывает Раскольникова в окружении людей: Свидригайлова, матери, Дуни, Сони, Лужина, Порфирия Петровича, Разумихина, Лебезятникова. После герой остается лишь в окружении Свидригайлова и Сони. Соня несет с собой добро, а Свидригайлов–зло. Зло в душе Раскольникова погибает с самоубийством Свидригайлова. И остается с Родионом Романовичем только Соня, которая несет в себе чистоту и непорочность.

  1. БЕСЕДА.

ВОПРОС: Почему Раскольников со своими страданиями пошел к Соне?

ОТВЕТ: В судьбе Сони совмещаются преступление и жертва. «Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою (это всё равно!)», — говорит Раскольников. Именно потому, что Соня оказывается по ту сторону нравственной границы, она кажется самым близким герою человеком. «Стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!» (ч. 4, гл. 4).

ВОПРОС: В чем они не приемлют друг друга?

ОТВЕТ: Соня нарушает нравственные нормы, не экспериментируя, а спасая ближних. И жертвует она не чужой жизнью, а собственной.

ВОПРОС: Что значат для Родиона эти встречи?

ОТВЕТ:
  • Уже при первом знакомстве Соня поражает своей кротостью и самоотверженностью. В бреду Раскольникова она объединяется с убитой. «Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими... Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают... глядят кротко и тихо... Соня, Соня! Тихая Соня!..» (ч. 3, гл. 6). Потом оказывается, что Соня действительно была близка с Лизаветой и даже обменялась с ней крестами.

  • Соня – единственная, кто протянул Раскольникову руку после всего случившегося.

  • Соня — смирение, страдание, самопожертвование. Поступки героя, начиная с его теории, диктуются взбесившимся, потерявшим контроль разумом. Соня живет сердцем, душой, чувством. Раскольников, как мы узнаем из беседы со Свидригайловым, не верит в будущую жизнь. Вера Сони только и поддерживает ее в жизни, избавляет от мыслей о самоубийстве. «„Что ж бы я без Бога-то была?” — быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку». (Часть 4. 4 глава).

  • Процесс возвращения героя к людям начинается с совместного чтения Евангелия. Историю чудесного воскресения Лазаря герои воспринимают как свою историю — с надеждой на чудо собственного нравственного воскресения. Именно блудница с помощью «Вечной книги» спасает убийцу. Раскольников исповедуется Соне, открывает ей тайну своего преступления, под ее влиянием идет на добровольное признание. Но этот процесс тоже оказывается сложным, психологически напряженным приключением духа.

  1. ОТРЫВОК ИЗ ФИЛЬМА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (2007) .ЭПИЗОД «ПРИЗНАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА».


  1. ВОПРОС: Раскаивается ли Раскольников в совершенном преступлении после признания в убийстве?

ОТВЕТ:
Уже признавшись и отбывая наказание, Раскольников по-прежнему не раскаивается в идее. «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? — говорил он себе. — Тем, что он — злодеяние? Что значит слово «злодеяние»? Совесть моя спокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову... и довольно! Конечно, в таком случае даже многие благодетели человечества, не наследовавшие власти, а сами ее захватившие, должны бы были быть казнены при самых первых своих шагах. Но те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес, и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг.
Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». ( Эпилог. 2 глава).
Наказанием для Раскольникова оказываются нравственные муки, которые опережают формальное наказание и завершаются перерождением под влиянием любви много позже него.



УЧИТЕЛЬ:
Эпилог «Преступления и наказания» (как ранее окончание «Евгения Онегина», как позднее эпилог «Войны и мира») относится к типу открытых финалов. Идея Раскольникова в романе прошла полный цикл и изжила себя: убийство и отпадение от человечества — страдание, признание, наказание — раскаяние, любовь, обретение Бога и возвращение к людям. Но жизнь, изображенная в романе, страшная судьба многих униженных и оскорбленных оказывается шире философской идеи и не поддается окончательному разрешению. Кто спасет погибающий от безумия мир? Всегда ли находит Бог человека и как быть, если человек не находит его? Эти вопросы философский роман Достоевского оставил решать двадцатому веку.

ВОПРОС КЛАССУ: Теория Раскольникова приводит нас к размышлению над острейшими проблемами нашего XXI века:
ОТВЕТ:
- убийство является одним их тяжких преступлений, и очень редко имеются причины, способные оправдать его.
- развенчание вседозволенности – тема актуальная для нас сегодня.

ВОПРОС КЛАССУ: А что добавили 20 и 21 века к теории Раскольникова?
Нашлись ли последователи в реальной жизни?
ОТВЕТ:
Да, это – гитлеровская, фашистская теория…ради достижения целей одного человека уничтожены миллионы людей…

Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим.

УЧИТЕЛЬ. «Арифметика» превратила «избранника в изгоя, мечтающего о наказании, как об избавлении от страданий». Раскольников-страдалец. Идею романа Достоевский объяснял так: (на слайде): «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом - есть великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье и всегда страданием».



«Нравственные уроки Раскольникова»:
  1. подлинная человечность всегда связана с истинной справедливостью;
  2. нет таких причин, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков;
2) страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено;
3) право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми;
4) бесчеловечно, когда за преступления «героя» расплачиваются другие;
5) преступления всегда ведут к разрушению личности «переступившего».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Итак, закрыта последняя страница романа Ф.М.Достоевского. Написанный почти 150 лет назад, он волнует нас сегодня: проблемы 19 века – это и наши проблемы. «Преступление и наказание» это роман-предупреждение. Не случайно известный писатель 20 века В.Астафьев в своем романе «Печальный детектив» утверждает, что Достоевский вскрывал природу человеческого зла, а сегодня зло порождается нашей покорностью, безответственностью, безалаберностью, сытостью, тщеславием. Понимание должно быть выстрадано. И не беда, если вы далеко не всё поняли в творчестве Достоевского. Но очень бы хотелось пожелать вам всем добра, милосердия, сострадания и любви. Уроки Достоевского вам преподнесёт сама жизнь. Прислушивайтесь только к великому голосу гения Достоевского!

 Письменный ответ: Раскольников и Соня на каторге.

2 урок: Сочинение по роману «Преступление и наказание». «Письмо герою»



13.05 - 14.05

1 урок - Преступление Раскольникова. Композиционная роль снов Раскольникова.
2 урок - "Правда"  Сони Мармеладовой.

1. Какие сны видит Раскольников. Что они обозначают.
2. Расскажите о семье Раскольникова.
3. Соня Мармеладова. 
- Читаем материал:
Само имя Софья, София (мудрость) не случайно. М.М.Бахтин, исследователь творчества Ф.М.Достоевского, подчеркивал: «София – смиренномудрая». Через 14 лет после «Преступления и наказания» Достоевский напишет роман «Братья Карамазовы». Мать Алеши и Ивана Карамазовых, несчастная, безответная женщина, тоже будет носить имя Софья.
– Что же мы узнаем из рассказа Мармеладова?
Художественный пересказ эпизода учащимися.
В романе нет случайностей. «В нём слова лишнего нет», - писал Ф.М.Достоевский о романе «Преступление и наказание».
Вот некоторые детали.
Цифра 30 имеет определенный евангельский подтекст:
  • 30 целковых заработала Соня;
  • за 30 серебренников Иуда предал своего учителя Христа;
  • Марфа Петровна «выкупила» Свидригайлова за 30 тысяч рублей;
  • Свидригайлов собирался предложить Дуне тысяч до 30;
  • 30 копеек вынесла Соня своему отцу на похмелье.
Колоссальный смысл приобретает эта деталь в исповеди Мармеладова: бездна унижения, до которой дошел несчастный отец.
Еще одна деталь.
Соня снимает «комнату от жильцов» у портного Копернаумова. «Комната от жильцов» – знак крайней бедности.
Не случайна и фамилия. Копернаум – селение в Палестине, недалеко от которого расположено село Магдала. Мария из Магдалы, Мария Магдалина, пойдет за Христом, Соня последует за Раскольниковым на каторгу.
– Обратимся к исповеди Мармеладова. Перечитаем финальные строки.
«А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет: «Прииди! Я уже простил тебя раз…. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…» (ч.1, гл.2)
Эти евангельские строки придают великий и таинственный смысл исповеди отца Сони.
А дальше Раскольников проводит Мармеладова по его просьбе домой.


В системе христианских ценностей падение Сони – это самопожертвование. Раскольников этого понимать не хочет.
Мы уже читали письмо Раскольникову от матери, смотрели, «как сделан» этот эпизод языком кино.
– Какие два факта можно выделить, прочитав письмо?
(Честное имя Дуни восстановлено. Предстоит замужество.)
– Почему Дуня пишет: «Письмо измучило Раскольникова»? Найдите ответ в тексте романа.
«Да чеготут мы и от Сонечкина жребия, пожалуй что, не откажемся! Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит! Жертву-то, жертву-то обе вы измерили ли вполне?»
Итак, сформулирована идея, идея самопожертвования и сострадания. Вот чего Раскольников не хочет и не может принять. Он спорит сам с собой.
И только через 140 страниц после начала романа появляется Соня Мармеладова.
– В каком эпизоде это произойдет?
(Смерть отца Сони)

  • - Почему Соня остановилась у порога?
  • Такой ли вы представляли себе героиню?
В следующий раз мы увидим Соню Мармеладову в комнате Раскольникова, когда она придет звать его на поминки.
– Почему она робеет? Кто еще был у него в тот момент?
(Она стесняется матери и сестры Раскольникова.)
Обратите внимание, что Соня похожа на девочку. Это ощущение «детскости» есть и в Раскольникове, и в Разумихине, и в Пульхерии Александровне, нет этого ни в Свидригайлове, ни в Порфирии Петровиче, ни в Лужине.
А затем происходит безобразная сцена на поминках. Но прежде чем Достоевский соберет там всех персонажей, еще в 4 части 4 главы Раскольников сам придет к Соне.

Расскажите: 1. Убийца и блудница за чтением Евангелие.
                      2. Зачем Соня идет на каторгу?

Заключительное слово
На страницах романа Достоевский утверждает «правду» Сони Мармеладовой. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, Раскольников изменится лишь в эпилоге романа. Долгой и трудной будет его дорога к вере, но начало этой дороги – первый визит к Соне, чтение евангельской истории о воскрешении Лазаря. Вера Сони пошатнула его идеи.
В финале «Преступления и наказания» Раскольников принимает путь Сони: «…он ничего бы не разрешил теперь сознательно, он только чувствовал…»


Домашнее задание
 «Почему Раскольников сделал «явку с повинной»?»




07.05 - Доделываем, что не сдали.


06.05 - 2 урока.

Теория Раскольникова. Истоки его бунта. «Двойники» Раскольникова

1. Смотрим ролик.


1). Рассказать, кто такой Родион Раскольников.
2). Суть его теории.
3). Преступление Раскольникова.

2. Смотрим ролик.



1) Кто такой Лужин (кратко)
2) Кто такой Свидригайлов (кратко)




30.04

Петербург  Достоевского по роману "Преступление и наказание"

Смотрим фильм. "Преступление и наказание" (2007 год)

1. Описание города.
2. Семья Мармеладовых.


29.04
Федор Михайлович Достоевский. Биография.
(1821-1881)

1. Смотрим видео, выписываем произведения по годам.




2. Кузнецкие дни Достоевского.
Федор Михайлович бывал в нашем городе и даже венчался В Кузнецке. Он приезжал 3 раза в наш город.


1856:  начало июня - на 2 дня
1856:  26 - 30 ноября
1857:  1 - 14 февраля

     В Кузнецке, небольшом уездном городе Томской губернии, находящемся в 500 верстах от Семипалатинска,  Достоевский пробыл в общей сложности чуть больше двадцати дней. В Одигитриевской церкви Кузнецка 6 февраля 1857 года состоялся обряд венчания Федора Достоевского и Марии Исаевой.  Двухлетняя, полная драматизма и страданий, история любви Достоевского и Марии, в Кузнецке была официально зарегистрирована. Из Кузнецка он уезжал в необычном для себя состоянии: в один день он стал мужем и отцом.  Женившись на Марии, Достоевский взял на себя ответственность и за оставшегося от ее первого брака с Александром Исаевым шестилетнего сына Павла. Впервые после отъезда из родительского дома у Достоевского появлялась семья. Ему казалось, что теперь никогда уже он не будет одинок. Из всех сибирских городов, в которых пришлось бывать Достоевскому, Кузнецк единственный был отмечен радостью и ощущением настоящей свободы. Здесь Достоевский сам решал свою судьбу. Маленький, неприметный  город не имел в его воспоминаниях конкретных очертаний, Достоевский ничего о Кузнецке не написал, он был для писателя  значительным и притягательным лишь потому, что там жила любимая женщина, и именно с Кузнецком были связаны  все его надежды на их будущую совместную жизнь. Но романтическая любовь Достоевского к Марии началась в Семипалатинске.
        Всю жизнь Достоевский верил в свои предчувствия. Очень часто они оправдывались. Его творчество и жизнь так переплетались, что порой трудно определить, что было первичней - реальное событие в его жизни, художественно переработанное потом в романе, или - вымышленная ситуация его фантастической прозы,  реализовывавшаяся позже в подлинной жизни... История его взаимоотношений с Марией Исаевой стала одним из таких сюжетов.
В феврале 1854 года, выйдя из Омского острога, Достоевский писал: «Эта долгая, тяжелая физически и нравственно, бесцветная жизнь сломила меня... Были ... у меня такие минуты, когда я ненавидел всякого встречного, правого и виноватого, и смотрел на них, как на воров, которые крали у меня мою жизнь безнаказанно...». Достоевский пересиливал в себе эти чувства, хотя иногда ему давалось это нелегко. Он понимал, что в таком состоянии жить невозможно: «Я в каком-то ожидании чего-то; я как будто все еще болен теперь, и кажется мне, что со мной в скором, очень скором времени должно случиться что-нибудь очень решительное, что я приближаюсь к кризису всей моей жизни, что я как будто созрел для чего-то и что будет что-нибудь, может быть тихое и ясное, может быть грозное, но во всяком случае неизбежное...»
      Через несколько месяцев «неизбежное» произошло. Весной он познакомился с семьей Александра Ивановича Исаева: «Бог послал мне знакомство одного семейства, которое я никогда не забуду. Это семейство Исаевых. Он имел место, очень недурное, но не ужился в нем и по неприятности вышел в отставку. Когда я познакомился с ними, он уже несколько месяцев как был в отставке и все хлопотал о другом каком-нибудь месте. Жил он жалованьем, состояния не имел.., мало-помалу они впали в ужасную бедность. Когда я познакомился с ними, они еще кое-как себя поддерживали. Он наделал долгов. Он жил беспорядочно, да и натура у него была беспорядочная. Страстная, упрямая, несколько загрубелая. А между прочим это была натура сильно развитая, добрейшая... Он был образован, он был несмотря на множество грязи, чрезвычайно благороден...»  Достоевский начал почти ежедневно бывать у них. Но не пьющий Исаев интересовал писателя, а его жена, Мария Дмитриевна: «Это дама еще молодая, 28 лет, хорошенькая, очень образованная, очень умная, добра, мила, грациозна, с превосходным, великодушным сердцем. Участь эту она перенесла гордо, безропотно...» Недавний каторжник, привывкший к лишениям и одиночеству, неожиданно для себя встретил женщину, такую же одинокую, как  и он, вынужденную жить в  несчастливом браке с мужем-алкоголиком постоянно нуждаясь и принимая случайную помощь малознакомых людей... Неоднократно в творчестве Достоевского будут использованы трагические мотивы  семейной жизни Исаевых - Мармеладов и Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании», генерал Иволгин и ... в «Идиоте», штаб-капитан Снегирев и ... в «Братьях Карамазовых».
Достоевский не знал, как помочь Марии, сам он был тоже почти без средств. Но в свои 32 года он впервые по-настоящему полюбил. Его семипалатинский друг А.Врангель вспоминал: «Марии Дмитриевне было лет за тридцать; довольно красивая блондинка среднего роста, очень худощавая, натура страстная и экзальтированная. Уже тогда зловещий румянец играл на ее бледном лице, и несколько лет спустя чахотка унесла ее в могилу. Она была начитанна, довольно образованна, любознательна, добра и необыкновенно жива и впечатлительна. В Федоре Михайловиче она приняла горячее участие, приласкала его, не думаю, чтобы глубоко оценила его, скорее пожалела несчастного, забитого судьбою человека. Возможно, что даже привязалась к нему, но влюблена в него ничуть не была. Она знала, что у него падучая болезнь, что у него нужда в средствах крайняя, да и человек он «без будущности», говорила она. Федор же Михайлович чувство жалости и сострадания принял за взаимноую любовь и влюбился в нее со всем пылом молодости...»
       Через год после знакомства с Достоевским Исаев получил новое назначение. В мае 1855 года его направили в Кузнецк. Отъезд Марии Дмитриевны Достоевский переживал трагически: «Отчаяние Достоевского было беспредельно, - описывал разлуку Достоевского и Марии Дмитриевны А.Врангель, - ему казалось, что все для него в жизни пропало... Достоевский рыдал, как ребенок». Вскоре пришла весть, что муж Марии, Александ Исаев умер. Она стала свободной. Достоевскому к этому времени вернули дворянское звание и все права, он получил чин унтер-офицера, то есть  брак с Марией Дмитриевной становился реальностью. Но в  жизни Марии возникло другое увлечение, на пути Достоевского встал молодой учитель Вергунов, преподающий в кузнецкой гимназии. Достоевский не мог представить себе окончательного разрыва: «Я погибну, если потеряю своего ангела: или с ума сойду, или в Иртыш!» Мария с Вергуновым была в Кузнецке, а Семипалатинск сплетничал -  атмосферу провинциальных обывателей, с удовольствием передающих разные слухи,  иронично передал потом Достоевский в «Дядюшкином сне». Он не хотел пассивно ждать развязки вдали от Марии и, рискуя своим положением, без ведома начальства все же вырвался на несколько дней в Кузнецк.  После долгих объяснений, слез и уверений в любви,                  Достоевский и Мария Дмитриевна решили обвенчаться. Свидетелем со стороны Достоевского на свадьбе стал Николай Вергунов...
      Они прожили с Марией недолго. Через семь лет, в 1864 году, она умерла от чахотки. «Она любила меня беспредельно, я любил ее тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо... Это была самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь. Когда она умерла  - я хоть и мучился, видя как она умирает, хоть и ценил и мучительно чувствовал, что я хороню с нею, - но никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни...»

  Кузнецк навсегда остался для Достоевского связанным с этими воспоминаниями.

18 мая 1980 года в Новокузнецке (так Кузнецк стал называться в наше время) на улице Достоевского в доме №40, который в 1855-57 гг. М.Д.Исаева снимала у портного М.Д.Дмитриева, был открыт филиал краеведческого музея - Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского. 1 марта 1991 года филиал получил статус самостоятельного учреждения культуры и дополнительное здание напротив мемориального дома. В основу литературной экспозиции легли кузнецкие события жизни Достоевского.Авторы концепции представляют их в триедином аспекте: событийном, творческом и философском. Экспозиция музея, разрывая житейский ритм времени, показывает «кузнецкую коллизию» писателя в ее вневременном, вечном значении.

3. Смотрим фильм "Преступление и наказание" (2007 год)




23.04

Сочинение по роману "Война и мир". Одно на выбор. Неделя на написание.
Вспомните, как пишется итоговое сочинение по литературе.







1.Над чем Вас заставил задуматься роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?

2.Какие человеческие проявления автор романа «Война и мир» считал неприемлемыми, разделяете ли Вы его позицию?

3.Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что ход исторических событий не определяется волей одного человека?

4..Разделяете ли Вы убеждение княжны Марьи, что существует «счастье прощать"

5.Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить...»


Источник: https://ctege.info/napravlenie-voyna-i-mir/temyi-sochineniy-voyna-i-mir.html


Источник: https://ctege.info/napravlenie-voyna-i-mir/temyi-sochineniy-voyna-i-mir..Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правд

Источник: https://ctege.info/napravlenie-voyna-i-mir/temyi-sochineniy-voyna-i-mir.html


Источник: https://ctege.info/napravlenie-voyna-i-mir/temyi-sochineniy-voyna-i-mir.html6. Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?
6.  Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

7. Что значит быть патриотом? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").

8.Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".




22.04

Тема 1 урока: Партизанская война. Бегство французов. Последний эпизод войны.

1. Объяснение нового материала. Пройдите по ссылке. Ознакомьтесь с презентацией.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-partizanskaya-voyna-g-v-romane-voyna-i-mir-3069513.html


2. Рассказать о героях - партизанах по роману "Война и мир"

Тема 2 урока:  Эпилог романа.

О каких двух семьях рассказывает Толстой в романе. Какой мы видим Наташу Ростову. Почему для Толстого она идеал женщины?



16.04.

Изображение войны 1812 года в романе  "Война и мир"

1. Смотрим серию





2. Ответить кратко:
а) Совет в Филях.
б) Оставление русскими своих земель. (Смоленск, Богучарово, Москва)
в) Бородинское сражение.
Далее переходим по ссылке. Смотрим видеоурок.

https://interneturok.ru/lesson/literatura/10-klass/l-n-tolstoy-2/izobrazhenie-voyny-1812-goda-borodinskoe-srazhenie-kak-kulminatsionnyy-tsentr-knigi



15.04. 2 урока.
 1-й урок.
Духовные искания Пьера Безухова.



Ответим на вопросы письменно:
1. Пьер и Элен. Почему разошлись? Что стало с Элен?
2. Платон Каратаев. Рассказать о герое. Что общение с ним дало Пьеру?
3. История любви Пьера и Наташи Ростовой.


2-й урок. Наташа Ростова.


Первый Бал Наташи Ростовой.





Отвечаем на вопросы:
1. Как Наташа собиралась на бал.
2. Наташа после бала.
3. История любви с Андреем Болконским.


Жду ваших ответов.


6.04

1. Смотрим фильм "Война и мир"
2. Смотр в  Бранау. Отношение к нему Кутузова и солдат.
3. Шенграбенское сражение.Тушин и Жерков. Как проявили себя.
4. Аустерлицкое сражение. Князь Андрей. Какие мысли приходят к нему, когда он смотрит в небо?

Ответы присылаем мне на почту:  olgagudilina@mail.ru



Десятое апреля.


Тема: "Духовные искания героев Л.Н. Толстого в романе "Война и мир". Андрей Болконский"


1. Смотрим видео


2. Продолжаем смотреть фильм.
3. Подумайте и напишите, что меняется в Андрее Болконском в лучшие минуты его                  жизни. Вспомните эпизоды: «Небо под Аустерлицем», «Разговор с Пьером                            Безуховым в Богучарове», «Встреча с Ростовой в Отрадном».

4. Расскажите о двух встречах с дубом А. Болконского. 

Жду ваших ответов на почте.
Я появилась в ВК. Если что- можете отправлять туда. Писать, как сообщение. https://vk.com/id584497579

Комментариев нет:

Отправить комментарий