06 апреля 2020

Русский язык 11 класс


Я появилась в ВК. Если что- можете отправлять туда. Писать, как сообщение. https://vk.com/id584497579

Уважаемый 11 класс! Я жду от вас по 1 сочинению по литературе по выбранному направлению в 350 слов!!!!! Срок до понедельника!!!

Двадцать восьмое мая.
Классная работа.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.


1. Прочитайте текст,спишите,  вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания.

Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.

Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка... Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.

С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.

(На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н_чуть (не)была заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев.

Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки... Нежное лич_ко... Волосы... В ее облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое... Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку...

После этой встреч_ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам нрав_(ть,т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.

Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.

Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?




Двадцать пятое мая.
Итоговая контрольная работа.
https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=3

Решаем 32 вариант полностью. Фотаем и присылаем результат.


Двадцать второе мая.

Заканчиваем все работы.


Двадцать первое мая.
Классная работа.
 Фонетика.


Сегодня на уроке мы повторим фонетику, графику и орфоэпию;  закрепим     умение находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка; совершенствовать навыки фонетического разбора, используя типичные задания ЕГЭ.
1.     Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии
(дать ответы письменно)
1.     Что изучает фонетика?  
2.     Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками?
3.     Чем различаются буква и звук?  
4.     Какую роль в  языке выполняют звуки? Приведите примеры
5.     В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных?  
6.     Назовите звонкие  и глухие звуки, образующие пары.
7.     Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости?
8.     Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков.        
9.     Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости?
10.           Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Приведите примеры.
11. Что изучает орфоэпия? 


2.     Упражнения.

1. Сколько звуков [ц] в словах предложения: «Путешественницы скоро отправятся в Петропавловск-Камчатский»?
2. Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?
(Гол, док, бока, дом, злой )
3. В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?
Считать, жирный, щиколотка, панцирь, защита, широкий.
4. По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?
(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня,  люди, шьют.     
5. Выпишите слова, в которых:
а) количество букв совпадает с количеством звуков;
б) букв больше, чем звуков;
в) звуков больше, чем букв.
Сошью, модель, вестник, домовой, подъём, мель, ягнёнок, музейный, бульон, гость, вьётся, местный, юг.
6. Назовите слова, в которых происходит:
а) оглушение согласных звуков;
б) озвончение согласных звуков.
Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

7. Поставьте ударение в словах. Подчеркните слова с ударением на втором слоге.
Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, километр, копировать, звонят, некролог, форзац, банты, столяр, торты, ходатайство, черпать, щавель, эксперт.





Восемнадцатое мая.
Контрольная работа по теме: "Текст и его строение."

 (1)Коренное население Мадагаскара называет кошачьих лемуров, безобидных животных с длинными пушистыми хвостами, цепкими лапами и огромными, широко раскрытыми глазами, словом «маки», современное же название — «лемур» — было дано европейцами. (2)В Древнем Риме лемурами называли души умерших, которые не нашли покоя в царстве мёртвых и возвращаются по ночам в мир живых, принося несчастье и смерть. (3)С падением Рима мистические лемуры канули в небытие, <...>, когда в XVI веке первые европейцы попали на Мадагаскар и встретили небольших зверьков с огромнымии светящимися в темноте глазами, то вспомнили римские суеверия о призраках умерших и дали «маки» своё собственное название, которое прижилось.

1. Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении?
Наконец, Однако, Поэтому, Вероятно, Например

2. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Коренное население Мадагаскара называло лемурами души мёртвых, по ночам возвращавшиеся в мир живых и приносящие несчастье и смерть.
2) Европейцы, встретив на Мадагаскаре животных со светящимися в темноте глазами, назвали их лемурами, и название это прижилось.
3) Европейцы, попавшие на Мадагаскар в XVI веке, впервые встретили там безобидных животных с длинными пушистыми хвостами, цепкими лапами и огромными глазами — лемуров, или "маки", как их называли аборигены.
4) Коренное население Мадагаскара называет кошачьих лемуров — зверьков с огромными светящимися в темноте глазами — словом «маки».
5) Попав на Мадагаскар в XVI веке, европейцы встретили там лемуров, безобидных животных с длинными пушистыми хвостами, цепкими лапами и огромными глазами, которых местные жители называли «маки».
Прочитайте текст, выполните задания 3, 4
(1)Впервые марафонская дистанция была пройдена спортсменами в 1896 году, когда организаторы Олимпийских игр решили устроить забег на 35 км от города Марафона до Афин по описанному Лукианом маршруту легендарного скорохода Фидиппида, который первым принёс в Афины весть о победе над персами при Марафоне (490 г. до н. э.). (2)<...> по свидетельству жившего за 5 веков до Лукиана Геродота, Фидиппид на самом деле бежал не из Марафона в Афины (35 км), а из Афин в Спарту (около 250 км), причём не с вестью о победе после битвы, а с просьбой от стратегов греческой армии о помощи накануне сражения. (3)Таким образом, дистанция в 35 км и название забега — марафон — были определены организаторами в память о подвиге, которого Фидиппид, вероятно, никогда не совершал.

3. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Дистанция в 35 км и название забега — марафон — были выбраны организаторами Олимпийских игр в 1896 году в честь описанного Геродотом и Лукианом подвига легендарного скорохода Фидиппида.
2) В 1896 году организаторы Олимпийских игр решили провести забег по маршруту Фидиппида, который накануне сражения с персами был отправлен стратегами греческой армии в Спарту, и назвали этот забег марафоном.
3) Несмотря на версию Лукиана, Фидиппид не приносил в Афины весть о победе над персами; таким образом, дистанция и название марафонского забега были выбраны в память о подвиге, которого Фидиппид, скорее всего, не совершал.
4) Описанная Лукианом история о Фидиппиде, который принёс в Афины весть о победе над персами при Марафоне в 490 г. до н. э., противоречит версии Геродота, жившего за 5 веков до Лукиана.
5) Фидиппид не приносил в Афины весть о победе над персами, как считал Лукиан, но, тем не менее, дистанция и название "марафонский забег" были выбраны в память о подвиге, которого, скорее всего, не было.
4.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении?
Поэтому, Однако, К счастью, Поскольку, Несмотря на это

Прочитайте текст и выполните задания 5, 6, 7
(1)…Мы недавно поженились. (2)Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в магазин шли. (3)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила… (6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум – на Чернобыльской АЭС пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили.
(10)Вызвали на обыкновенный пожар…
(11)А теперь – клиника острой лучевой болезни... (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к Васе. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)Звал меня постоянно. (17)Звал и звал… (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама…
(20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое… (24)Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску». (25)Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко… (27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти… (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная и я его боюсь.
(29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:
− (30)Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца. (32)Возьмите себя в руки.
(33)А я как умалишённая:
− (34)Я его люблю! (35)Я его люблю!
(36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю!»
(39)О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал.
(40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Первое время тоже уговаривали:
− (43)Ты – молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе.
(46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И тогда они:
− (48)Чёрт с тобой! (49)Ты – ненормальная!
(50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче тела… (56)Моя любовь…
(57)Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (58)О страшном…
(59)Но я вам рассказала о любви… (60)Как я любила... (61)И люблю…
(62)А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий.
(по С. А. Алексиевич*)

5. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Суждение, высказанное в предложении 5, противопоставляется в тексте содержанию предложения4.
2) Предложения 57−62 представляют собой описание.
3) Предложение 26 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 25.
4) В предложениях 30−32 представлено рассуждение.
5) В предложениях 36-38 содержится описание.



6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.
1) Супруг героини получил огромную дозу облучения, несмотря на то, что работал на пожаре в специальном защитном брезентовом костюме.
2) Героине повествования медсёстры не разрешали входить к мужу в барокамеру, однако она, в тайне от них, проникала туда.
3) Героиню предупредили, что она тоже может получить большую дозу облучения, но она всё равно находилась возле супруга.
4) Любовь придаёт силы и помогает выдержать невероятные испытания.
5) Муж выздоровел благодаря заботам жены.

7. Среди предложений 12–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).





Пятнадцатое мая. 
Заканчиваем работы. Жду ваши работы.



Четырнадцатое мая.
Классная работа.
 Чтение как вид речевой деятельности.
Виды чтения.

1. Ознакомиться с теорией.
2. Выписать виды чтения в виде плана.

Чтение относится к рецептивным видам речевой деятель­ности, в основе которых лежит восприятие высказывания в процессе общения. Чтение связано с восприятием письменно­го текста, переводом буквенного кода в звуковой либо во внеш­ней (громкое чтение, чтение вслух), либо во внутренней (чте­ние про себя) речи.
Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения опреде­ленной коммуникативной задачи: распознавание и воспроиз­ведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль. Сле­довательно, с помощью чтения человек реализует возможнос­ти так называемого опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствует о взаимодействии читателя с автором текста, о сложных мыслительных процессах, сопро­вождающих его осознание.
Таким образом, основные компоненты чтения — это вос­приятие и активная переработка информации, содержащейся в тексте, что в совокупности представляет собой сложную мыс­лительную деятельность, результативность которой обеспечи­вается рядом важнейших коммуникативно-речевых умений. Приведем в связи с этим слова Р. Барта: «Чтение — это работа.., это языковая работа. Читать значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы значит их именовать...» Из этого следует, что в процессе чтения мы не только выявляем смысл текста, но и обозначаем, называем его, т. е. фактически мысленно (а иног­да и на вербальном уровне) создаем новый текст, свидетель­ствующий о том, насколько понято нами читаемое или прочи­танное.
Умение читать, таким образом, предполагает овладение тех­никой чтения, т. е. правильным озвучиванием текста, записан­ного в определенной графической системе, и умением осмыс­лить, интерпретировать, понять прочитанное. Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) чтения являются: высокая скорость чтения (про себя), что обусловлено автома­тизмом обработки воспринимаемого печатного материала; гиб­кость чтения, т. е. умение читать с разной скоростью в зависи­мости от речевой ситуации.
Как и любой другой вид речевой деятельности, чтение свя­зано с решением определенной коммуникативной задачи.
Под коммуникативной задачей в данном случае следует по­нимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. Следовательно, речь идет о функциях чтения, в основе выделения которых лежит соответствующая целевая установка. Как правило, выделяются три функции чтения: по­знавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная.
Познавательная функция (читаю, чтобы знать) реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности.
Регулятивная функция (читаю, чтобы уметь) связана с практической деятельностью человека, она реализуется в про­цессе познания сути какого-либо действия, сути какой-либо работы: Как испечь пирог? Как починить утюг? Как опреде­лить спряжение глагола? Как сделать фонетический разбор? Другими словами, регулятивная функция чтения направлена на развитие, усовершенствование практического жизненного опыта человека.
Ценностно-ориентационная функция связана с эмоциональ­ной сферой жизни человека (читаю, чтобы получить удовольствие; чтобы испытать чувство эмоционального наслаждения). В данном случае происходит воздействие прежде всего на эмо­ции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, преобразованию его внутреннего мира. Еще одна функция чтения условно может быть названа функцией реаги­рования, она реализуется в процессе критического осмысле­ния информации и фиксируется в виде текстов-ответов: «чи­таю, чтобы знать» трансформируется в формулу «читаю и не могу не ответить» («читаю и не могу согласиться», «читаю и хочу высказать свою точку зрения»).
Так как в процессе чтения решаются различные коммуни­кативные задачи, то реализуются разные виды чтения. Следо­вательно, процесс чтения протекает по-разному в зависимости от той задачи, которая возникает у человека, когда он работает с письменным текстом (статьей, книгой, письмом и т. п.).
В литературе, посвященной проблеме чтения, выделяется разное количество видов чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, аналитическое, выборное, быстрое, медленное и др. Представляется в связи с этим, что наибольшее практи­ческое и методическое значение имеют такие виды чтения, как ознакомительное и изучающее.
Ознакомительное чтение предполагает беглое просматрива­ние, фрагментарное, избирательное прочитывание текста (кни­ги, статьи, газеты, журнала и т. п.), чтобы выявить в самом об­щем виде его характер: о чем в нем говорится, кому он адресован, насколько полно в нем, судя по оглавлению, аннотации и дру­гим признакам, освещена та или иная проблема.   …
Ознакомительное чтение может стать первой стадией глу­бокого, вдумчивого изучения какого-либо текста, требующего полного охвата его содержания, полного его осмысления. В этом случае используется изучающее чтение. Изучающее чте­ние, как правило, предполагает воспроизведение прочитанно-
го в определенном объеме, что обусловлено такими причина­ми, как необходимость на основе прочитанного объяснить суть пиления школьникам или студентам, принять участие в науч­ной дискуссии, на основе прочитанного определить перспек­тиву собственных научных изысканий и т. п.
Каждый из названных видов чтения требует использования специфических приемов осмысления, запоминания и воспро­изведения прочитанного. Об этих приемах будет сказано в сле­дующем параграфе. А сейчас назовем механизмы речи, обеспе­чивающие умение читать, т. е. воспринимать и понимать содержание письменного текста. В процессе чтения происхо­дит смысловая обработка информации: ее выделение, органи­зация, предвосхищение, обобщение, критическое осмысление и оценка.
Следовательно, в этот момент действуют важнейшие меха­низмы речи: механизм памяти, механизм прогнозирования (ан­тиципации), механизм эквивалентных замен («перевод» про­читанного «на свои слова», пересказ своими словами). Очень важным для развития умения читать является механизм комп­рессии (сжатия текста), что предполагает умение представлять прочитанный отрывок, по словам Н. И. Жинкина, в виде «смыс­лового сгустка». Это и дает возможность читающему, уяснив и запомнив смысл (а не слова!) прочитанного, двигаться дальше по пути познания текста.
При этом нужно помнить, что смысловая интерпретация текста — это не самоцель. Проникновение в смысл высказыва­ния при чтении имеет значение прежде всего потому, что при этом происходит выявление цели, мотива сообщения, его ком­муникативного намерения: в содержании текста отражены ре­альные отношения вещей, фактов и явлений, имеющие значе­ние для образа мыслей и поступков людей. Исследуя «общий смысл» текста, читающий открывает для себя эти отношения, включается в процесс познания. Это, по словам А. А. Брудного, «позволяет заключить, что понимание текста есть в той или иной мере понимание индивидом самого себя».
И в продолжение сказанного приведем слова В. И. Черны­шева, которые раскрывают еще одну сторону чтения. Значение чтения «не следует ограничивать одним пониманием читаемо­го. Полнота развития требует не только восприятия мысли, но ее усвоения и передачи. Нужно научиться не только видеть, что есть в книге, но еще И брать из нее то, что нам нужно, полезно, передавать это другим, чтобы подвергнуть многосторонней оценке и проверке, своей и чужой» (выделено автором. — Н. И.).
Представляется, что эти мысли о сути чтения полезно про­анализировать в профессиональной деятельности прежде все­го учителю, успех работы которого во многом зависит от уме­ния читать.

5.2. Приемы смысловой обработки текста в процессе реализации различных видов чтения
 Разные виды чтения требуют использования специфичес­ких приемов работы с читаемым текстом. Назовем наиболее важные и значимые для каждого вида чтения.
Ознакомительное чтение, как уже было сказано, предназна­чено для получения самого общего представления об опреде­ленном тексте. Именно поэтому оно начинается с изучения внешних данных книги. Этот процесс предполагает:
— осмысление названия (заголовка), эпиграфа (если он есть);
— определение автора текста: знаком или нет; хорошо ли зна­ком; по каким работам вызывали интерес его труды в прошлом;
— знакомство с выходными данными: когда написан текст; где издан;
— чтение аннотации, что позволяет определить, чему по­священа публикация, для кого предназначена и т. п.;
— просматривание рисунков, иллюстраций, схем и других внетекстовых компонентов.
Знакомство с внешними данными книги и их анализ осно­ваны на действии механизма антиципации (прогнозирования). Это означает, что читатель начинает активно мыслить еще до чтения текста, и чем активнее процесс предугадывания, тем эффективнее будет результат чтения.
В самом тексте также имеются опоры, позволяющие быстро понять, о чем в нем говорится. Это ключевые слова, несущие основную информацию. Умение видеть ключевые слова и соот­носить их с предварительными предположениями о характере информации — первый шаг к постижению содержания текста.
На этапе первоначального знакомства с текстом важно про­анализировать его структуру, понять, из каких частей он состо­ит, сколько этих частей и т. п.

Даже если текст небольшой (статья, заметка, параграф школьного учебника), в нем тоже — с помощью абзацев — вы­деляются смысловые части. Начальные фразы абзацев несут информацию о содержании текста, об этапах его развития, пос­ледовательности изложения. Они помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача; разъясняется ли ранее не описанное свойство явления, факта, события; подводятся ли итоги и т. п.
Таким образом, ознакомительное чтение основано на ис­пользовании особых приемов, активизирующих мыслительную деятельность читателя, которая обеспечивается механизмом антиципации.
Приемы изучающего чтения обеспечивают глубокое проник­новение в содержание текста, его более полное и целенаправ­ленное осмысление, а следовательно, и более прочное запоми­нание. Овладение приемами изучающего чтения способствует осознанному созданию вторичных текстов, таких, например, как конспект, тезисы, реферат и т. п. И, наконец, на основе умений, связанных с осмыслением прочитанного, более успеш­но реализуются многие речевые жанры публичного выступле­ния (доклад, сообщение, лекция), ораторского искусства, а так­же такие жанры письменных высказываний, как обзор, рецензия, отзыв и др.   …
Активная мыслительная работа при изучающем чтении на­чинается фактически перед чтением. На этом этапе использу­ются уже названные приемы ознакомительного чтения, направ­ленные на прогнозирование читателем содержания, структуры, темы и даже смысла текста.
Во время чтения активная мыслительная работа проявляет­ся в следующем:
— в умении выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;
— в умении задумываться над тем, как ответить на возник­шие вопросы, или в умении искать в тексте ответы на них;
— в умении выделять (подчеркивать, отмечать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.
Таким образом, совершенно очевидно, что осознание тек­ста начинается с постановки предварительных вопросов перед его чтением и продолжается в процессе постановки новых воп­росов, возникающих по ходу чтения. Эти вопросы обеспечива­ют поиск главного, существенного, направляют и организуют этот поиск, в результате чего обнаруживаются те элементы тек­ста, которые раскрывают его содержание. В ходе осознания и систематизации главного, существенного читающий так или иначе отмечает то, что необходимо выписать, выделить, обо­значить. Таким образом, активизируется действие механизмов памяти, компрессии (сжатия) текста.
В процессе чтения используются и другие приемы осозна­ния и запоминания прочитанного. Назовем в качестве примера один из них — представление содержания текста в виде схемы, таблицы, рисунка. Использование такого приема позволяет чи­тающему не только увидеть в тексте главное, существенное, но и осознать взаимосвязь между фактами и явлениями, система­тизировать информацию, определить ее теоретическую и прак­тическую значимость.
Активная мыслительная работа продолжается и после чте­ния. На этом этапе читающий должен проверить, удалось ли:
— сформулировать основную мысль прочитанного;
— выделить основную информацию;
— обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой час­ти) прочитанного текста;
— выбрать (отобрать) и переработать нужную информацию для выполнения конкретного задания, выходящего за рамки чтения текста.
И, наконец, отметим, что изучающее чтение часто бывает связано с запоминанием текста. Чтобы оно не было механичес-
ким, нужно стремиться к тому, чтобы выразить основное содержание текста не только в виде пересказа, но и в виде плана, схемы, таблицы, рисунков. Нужно научиться переформулировать правила и определения, содержащиеся в тексте, делать выводы и обобщения не только по тексту, но и самостоятельно, мысленно изменяя ситуацию общения. Все эти умения обеспечиваются, как правило, механизмом эквивалентных замен.
Таким образом, понимание текста в процессе чтения представляет собой сложный мыслительный процесс, в основе которого лежит познание глубинной смысловой структуры речевого произведения. Фактически читающий должен стремиться свернуть содержание читаемого текста до емкой фразы, передающей основной смысл высказывания. «Если наш партнер воспроизведет буквально принятую последовательность предложений, мы не будем знать, — писал Н. И. Жинкин, — понял ли он сказанное. Механическое воспроизведение речи не является осмысленным».

«Истинное понимание речевого произведения базируется на выделении его ядерного смысла и формулировании этого смысла на языке адресата речи», — так представлена суть восприятия и понимания читаемого текста в одном из учебных пособий по психолингвистике (И. Н. Горелов, К. Ф. Седов).




Восьмое мая.

Даю время закончить все, что не успели. Жду ваших работ.


Седьмое мая.

 Решаем по ссылке 36 вариант. Результат фотаем и присылаем.


https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=3



Тридцатое апреля.
Классная работа.
Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки.

1. Найти определение. Записать.
2. Решаем по ссылке 37 вариант. Результат фотаем и присылаем.


https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=3



Двадцать седьмое апреля.

Повторяем задание №8 ЕГЭ.

https://rustutors.ru/egeteoriya/egepraktika/1848-zadanie-8-egje-praktika-s-otvetami.html

Проверьте себя. Пришлите свои ответы и правильные. Оценки ставить не буду. Потренируйтесь.




Двадцать четвертое апреля.
Классная работа.


Решаем по ссылке 38 вариант. Результат фотаем и присылаем.


https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=3





Двадцать третье апреля.
Классная работа.


Решаем по ссылке 39 вариант. Результат фотаем и присылаем.


https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=3





Двадцатое апреля.
Классная работа.

Алгоритм выполнения задания 22 


Формулировка задания в демонстрационном варианте ЕГЭ 2020 


"Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов". 

Возможны и другие формулировки задания: 
  • Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? 
  • Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? 
  • Какие из высказываний противоречат содержанию текста? 
  • Какие из высказываний не противоречат содержанию текста? 
  • В каком предложении выражена основная мысль? и др. 

Алгоритм выполнения задания 22 


1) Прочитайте внимательно задание. Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Если вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную (главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому. Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы.  
2) Прочитайте текст. 
3) Прочитайте текст еще раз, проверяя достоверность каждого предложения. Не надейтесь на удачу. Главная ошибка всех выпускников – это нежелание перепроверить каждое высказывание. Лучше найти участок текста, в котором есть мысль, связанная с предложением, чем потерять балл.
4) Проверьте фактические ошибки. Иногда в предложениях нарочно допускают незначительные, "незаметные” ошибки. Например, неправильно указывают имя героя или инициалы, время, место события. Также могут быть изменены действия героев, последовательность их поступков, причинно-следственная связь. Обычно выпускники ищут очевидные ошибки, когда искажается содержание, но не обращают внимание на детали. 
5) Обратите внимание на количество ответов: их может быть от 2 до 5. Обычно не бывает более 3-х ответов, но нужно быть начеку.  
Задание 22 
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.
2) Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный поступок.
3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать физическую силу, порой важнее испытание силы духа.
4) Автор письма не трус и готов жизнью оплатить подарок девочки.
5) Родион долго не писал, так как был контужен.

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)–Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)–Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)
*Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель, общественный деятель.

Работаем. 

Семнадцатое апреля.
Задание 22.

  1. Практика: решай 22 задание и тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку
  2. Теория к заданию 22 ЕГЭ по русскому языку на тему «Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста»
Содержание — это сложная структура мыслей — главных, второстепенных, дополнительных. Оно облачено в особую лингвистическую форму и подчинено определенным целям.
  1. Описание — это чаще всего характеристика. Такой текст описывает место, обстоятельство, участников событий, внешность, состояние человека или обстановки, в которой происходят события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание невозможно без информации о признаках описываемого объекта. Поэтому описания насыщены прилагательными, выражающими признаки предмета, причастными оборотами, выражающими признак предмета по действию. В них часто используют назывные и безличные предложения. Для описаний характерно использование эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности.
  2. Повествование — это сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а что потом, как развивались события. Во многих повествованиях выделяются этапы развития событий, включающие начало, развитие, кульминацию, развязку. В таких текстах может быть много наречий, называющих признак действия, деепричастий и деепричастных оборотов, выражающих добавочные действия, а также глаголов, особенно глаголов СВ в прошедшем времени. Примером может служить краткий пересказ сюжета фильма или книги.
  3. Рассуждение — это тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего. Для рассуждения характерны следующие компоненты содержания: тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей, такие как: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и другие подобные. Рассуждение используется для изложения и обоснования точки зрения, особенно при выражении отношения к чему-либо. Представьте себе, что вы столкнулись с проблемой. Обдумывание ситуации, анализ всех за и против, принятие решения и будут выражены в форме рассуждения.
Во множестве текстов можно встретить не только образцы данных типов в чистом виде, но и различные их комбинации.
Какие вопросы могут прояснять логическую связь:
  • условие (при каком условии?)
  • цель (для чего? с какой целью?)
  • причина (почему? по какой причине?)
  • следствие, вывод (итак, следовательно)
  • пояснительные отношения (то есть, а именно)
  • объяснение (чем это объясняется?)
  • противопоставление (наоборот, но, а)
  • аргументация (во-первых, во-вторых)
  • уступительные отношения (хотя, несмотря на то что)
2. Смотрим ролик. Не пугайтесь, что она говорит про 21 задание. Это по - старому.



Осмысливаем. Д/З не даю пока.



Шестнадцатое апреля.
Здравствуйте, 10 класс.
 Есть вопросы по 21 заданию?

Тренируемся.


1. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений
(1)Среди трёх тысяч озёр Южного Урала одно из самых живописных — озеро Тургояк. (2)Про него уральцы говорят: «Тургояк — младший брат Байкала». (3)И не случайно: вода Тургояка по чистоте и прозрачности близка байкальской, а голубизной напоминает небесный аквамарин. (4)Прозрачность воды позволяет видеть дно, растения, рыб на глубине до 18 метров! (5)Размеры озера тоже сравнимы с величиной «старшего брата»: при протяжённости 12,5 км и ширине 11 км площадь составляет 2638 га. (6)Близ озера раскинулся национальный парк «Таганай» — уникальнейший природный комплекс Южного Урала, включающий несколько горных массивов: Таганай, Юрма, Ицыл. (7)Эти места за дивную красоту называют русской Швейцарией, сравнивая со знаменитыми европейскими Альпами. (8)Мрачные ущелья и горные кручи породили легенды о тайнах Таганая, которые и ныне передают старожилы. (9)Многие истории были когда-то мифами: о загадочном народе, проживавшем здесь, повествует древнеславянская и финно-угорская мифология.

2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Усть-Ленский заповедник расположен в Якутии, в зоне вечной мерзлоты — царстве арктической природы и сурового полярного климата. (2)Одной из жемчужин заповедника является остров Столб высотой 114 м. (3)Он сложен из пород, древность которых более 400 млн лет. (4)Коренные жители считают, что это место — обитель священных духов. (5)Проходя мимо острова на лодке, нужно бросить в воду дань — монетки. (6)Около Столба часто наблюдают миражи — оптические эффекты, появляющиеся в результате соприкосновения холодного северного воздуха с тёплыми водами, приносимыми рекой с юга. (7)Место это поистине величественное! (8)Примерно за 150 км до моря Лаптевых Лена разделяется на бесчисленные рукава и протоки, являя взору путешественника захватывающую дух панораму бескрайних водных просторов. (9)Общая площадь дельты реки Лены — крупнейшей реки Сибири — составляет более 30 000 км.

3. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Озеро Байкал — крупнейшее природное хранилище пресной воды, самое глубокое озеро на земле. (2)Недаром в народе издревле называют Байкал морем.
(3)Озеро протянулось гигантским полумесяцем на 636 км с юго-запада на северо-восток. (4)Площадь водной поверхности Байкала — тридцать одна тысяча семьсот двадцать два квадратных километра, на которых могли бы поместиться такие страны, как Бельгия или Израиль. (5)Длина береговой линии — две тысячи километров. (6)Байкал поражает человека своей торжественной красотой, первозданностъго — ему посвящены стихи, песни, мифы и легенды. (7)«Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами: в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно. (8)Он же, напротиввозвышает его», — писал о Байкале В. Г. Распутин.


4. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Плато Путорана — грандиозный горный массив Заполярья, расположенный на северо-западе Сибири между двумя великими реками — Енисеем и Леной. (2) Площадь плато — двести пятьдесят тысяч квадратных километров. (3)На эвенском языке название плато означает «озёра с крутыми берегами» а на юкагирском — «горы без вершин», (4)Эти имена точно и образно характеризуют местность. (5)География же дала такое определение подобным образованиям: «столовая гора». (6)Вершина Путорана — гора Камень высотой 1701 метр. (7)На плато бесчисленное множество озёр и водопадов, среди которых высочайший в России Тальниковый, — именно поэтому Путорану называют краем тысячи водопадов и десяти тысяч озёр. (8)Одно из озёр, Виви— географический центр Россиив честь этого радом с озером установлен памятный знак. (9)Семиметровую стелу венчает герб России, а на четырёх стальных листах у её подножия указаны координаты географической точки.


5. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Россия всегда была богата талантливыми людьми самых разных профессий: композиторами и кузнецами, архитекторами и плотниками, врачами и крепостными художниками. (2)Но сегодня считается, что страна проигрывает на мировом рынке в области электроники. (3)Это мнение сложилось из-за того, что люди забыли важный факт: почти все идеи, ставшие научной основой телевидеотехники, создали русские учёные. (4)Вот несколько ярких примеров: идея последовательной передачи элементов изображения впервые пришла в XIX веке П.И. Бахметьеву, радиоволны в 1895 году открыл и научился ими управлять А. С. Попов, творцом телевидения является В. К, Зворыкин. (5)Будущее телевизоров, как становится ясно всем, — за плоскими экранами. (6)И они были изобретены отечественными учёными: осенью 1996 года успешно провели испытания жидкокристаллического плоского экрана на основе полимеров, синтезированных А. В. Ванниковым. (7)И таких примеров множество!


6. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Одно из уникальных мест Кабардино-Балкарнл — Чегемское ущелье.
(2)Оно тянется вдоль реки Чегем, рассекая несколько горных хребтов: Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный. (3)В месте, где ущелье пронзает Скалистый хребет, образовалась теснина — наиболее узкая его часть. (4)Ширина утлелья сужается местами до 15 м, а по бокам его зажимают отвесные скалы, уходящие ввысь на 100-200 м, нависая над тропой и ревущим Чегемом. (5)Поток промыл здесь известняки, поэтому цвета горных пород теснины имеют тёплые оттенки; от кремового до оранжевого.
(6) На горе возвышаются башни древнего поселения, а в конце ушелья открывается вид на самую живописную гору Главного Кавказского хребта — Тихтенген высотой 4611 м, западнее которой на уровне 3780 м проходит высокогорный перевал Твибер.
(7)3десь путь туристов-любителей заканчивается: дорогу перекрывает мощный ледник — передвижение по нему разрешено только для альпинистов.


7. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Аккемское озеро в Алтайских горах — настоящий памятник природы с уникальной историей. (2)В период оледенения мощный древний ледник при отступлении прорыл котловину, заполнив её водой. (3)Поэтому озеро имеет вытянутую форму: в длину — более одной тысячи трёхсот пятидесяти метров, а в ширину — всего шестьсот десять метров. (4)Его глубина — восемь метров. (5)Проходили эпохи, менялись геологические эры и климат, а с ними и живая природа, но в районе Аккемского озера время будто вернулось назад. (6)3десь до сих пор можно наблюдать деятельность ледников. (7)Ледник на северном склоне горы Белуха ежегодно отступает, меняя всё на своём пути. (8)Он крошит скалы, бороздит горные породы, оставляя за собой россыпь чудесных озёр. (9)Аккемское озеро — самое удивительное из них: на его дне сохранился ледниковый ил, который придаёт воде молочный оттенок.

8. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Великолепие Тункинских Гольцов очаровывает человека, монументальные виды покоряют сердце и воображение. (2)Тункинские Гольцы являются частью огромной ropной системы под названием Восточный Саян в Южной Сибири. (3)Длина Тункинского хребта — 160 км. (4)Его рельеф очень разнообразен: при средней высоте гор 3000-3300 м перепад высот может достигать 2000 м. (5)Горы тянутся с запада на восток, закрывая прекрасную Тункинскую долину от суровых северных ветров. (б)Живописными пейзажами Гольды похожи на альпийские горы, за что их называют Тункинскими Альпами. (7)Природа трудилась миллионы лет, чтобы сотворилось это природное чудо. (8)Движения земной коры, наступление и отступление гигантских ледников, эрозия горных пород талыми водами и водами горных рек постепенно сформировали этот уникальный по красоте ландшафт.

9 . Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Жигулёвские горы — любимое место ценителей природы России. (2)Хотя эти уникальные места закрыты для посещения, желающих полюбоваться природными красотами не убывает — так притягательна прелесть здешних мест. (3)Особые краски им добавляет осень, расцвечивая деревья всеми оттенками жёлтого, оранжевого, красного. (4)Жигулёвские горы — удивительно разнообразное по живописности место: известняковые скалы и утёсы, широкие зелёные долины на севере сменяются каменистой степью на юге. (6)Заповедник раскинулся на полуострове, образованном знаменитой излучиной реки Волги — Самарской Лукой. (б)Официально его открыли в 1966 году, но отдельные участки стали заповедными ещё с 1927 года. (7)Главной целью создания Жигулёвского заповедника была охрана реликтовых гор и редчайших лесов. (8)Возраст растущих здесь сосен — двести пятьдесят лет!

10. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)В группу Чегемских водопадов — памятника природы в Чегемском районе Кабардино-Балкарии — входят три водопада. (2)Туристы, идущие по Чегемскому ущелью с севера на юг, первым увидят Малый Чегемский водопад, или Адай-Су. (3)Он находится на притоке Чегема — речке тоже с именем Адай-Су. (4)Водопад низвергается по каменному жёлобу, пробитому водой, — так выточили себе путь в камне воды потока. (5)Адай-су — самый мощный водопад группы, его высота — около тридцати метров. (б)Второй водопад реки Сакал-Туп менее сильный и яркий. (7)А ещё южнее предстаёт Главный Чегемский водопад на речке Каяарты, самый необычный из группы Чегемских водопадов, так как объединяет целую феерию водопадов. (8)Тонкие струйки влаги, сочащиеся из расщелин скал, небольшие каскады воды, потоки, которые падают с уступов, разбиваются и превращаются в водяную пыль, — всё это создаёт неповторимую, сверкающую на солнце картину.


Жду ваших ответов! 



Тринадцатое апреля.
Здравствуйте, 10 класс!

Еще раз про 21 задание.


Решаем по ссылке 82 вариант. Результат фотаем и присылаем.


https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=3


Жду встречи с вами.





Заходите на сайт и решайте тесты Пока выполняем 1 вариант
https://rus-ege.sdamgia.ru/

Решаем сразу на сайте. Регистрируйтесь


Десятое апреля.

Разбор 21 задания


Решаем по ссылке 81 вариант. Результат фотаем и присылаем.


https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=3

Я появилась в ВК. Если что- можете отправлять туда. Писать, как сообщение. https://vk.com/id584497579

Комментариев нет:

Отправить комментарий